Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

Вербное воскресенье в 2024 году празднуется 28 апреля. О том, зачем нужна верба и какой праздник встречают в этот день православные христиане, рассказывают руководитель миссионерского отдела Вятской Епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова иерей Георгий Павлов и клирик храма Сошествия Святого Духа на апостолов города Слободского протоиерей Игорь Павлов.

Если говорить о празднике Вход Господень в Иерусалим, то нам, в первую очередь, важно понять, почему мы его выделяем как нерядовое событие, почему оно является важным с точки зрения общегодового круга церковного богослужения.

Иудеи признали Христа царем, но признали с теми атрибутами, которыми, по их мнению, должен обладать царь.

Что сделал Христос для иудеев? Он избавил их от трех страхов: голода, болезней и смерти. Первое — Он их накормил. Взяв малое количество хлеба, он накормил сначала пять тысяч, потом семь. Он дал человеку пищу, и для этого им не пришлось трудиться, прилагать как в обычной жизни усилия по выращиванию, обработке и приготовлению пищи.

Второе – он избавил людей от страданий, связанных с болезнями. Во время проповеди Христа гигантское число людей было исцелено. Причем Христос избавлял от болезней не только телесных, но и душевных — мы говорим сейчас об изгнании из людей бесов, которых было достаточно много. Христос избавил человека от болезней, и опять человеку не пришлось к этому никаких усилий прилагать.

Третье, и самое важное, что дал человеку Христос — это избавление от смерти. Он воскресил человека из мертвых, причем воскресил не только что умершего. История Ветхого Завета знает примеры, когда недавно умершего человека воскрешали, и делали это неоднократно: пророк Елисей, пророк Илия. Но вот так, чтобы был воскрешен из мертвых человек, который уже четырехдневен, который уже начал разлагаться, такого история не знала.

Таким образом, люди получили сразу избавление от трех кошмаров: от голода, от болезни и от смерти. И важное условие — к этому им не пришлось фактически никаких усилий прилагать. Вот эти три Его дела и поставили Христа в глазах иудеев как предводителя, как царя.

Когда Христос входит в Иерусалим, в город, из которого Его изгоняли, в котором Его хотели убить, он входит как царь. Христос не сам себя являл царем, люди готовы были Его так провозгласить.

На первый взгляд, Праздник Вход Господень в Иерусалим — это праздник признания Христа царем, но если вдуматься, все намного глубже.

Насколько быстро все Христа признали царем, настолько быстро Его и приговорили к смерти. Почему? Потому как для Иудеев было мало того, что Христос сделал для них такие великие дела – избавил от голода, болезней и смерти. Он еще должен был возглавить их победное шествие по миру, обеспечить возвращение былой славы израильского народа, а все остальные народы должны были им подчиниться.

Иудеи видели во Христе воеводу, великого вождя, который бы исполнил их давнюю мечту в том, что израильский народ будет вновь главенствовать.

Насколько легко было массу людей увлечь делами Христовыми, настолько легко было эту толпу людей от Христа отринуть. Предводители иудейской общины — фарисеи, книжники, князья иудейские сыграли на чувствах людей, показав, что Христос не собирается быть таким царем и воеводой, земным правителем.

И насколько сильно было их очарование, настолько же сильно было их разочарование. Поэтому легко и достаточно быстро произошел переворот в людских сердцах от увлеченности не искренней, увлеченности потребительской до разочарования, когда у человека отбирают то, что он уже стал считать своим, и он готов за это уничтожить. Поэтому Христа легко приговорили к распятию, народ было не сложно убедить.

Народ встречал Христа, как царя встречают с пальмовыми ветвями в руках. У нас пальм в таком количестве нет, поэтому мы встречаем в этот день Христа вербами и вспоминаем Его пришествие в Иерусалим.

Самое главное — чем же для нас является верба? Ведь мы не хотим уподобляться иудеям.

Иудеи встречали Христа вербами и так же, как они кричали «Осанна в вышних», мы тоже на службе многократно «Осанна в вышних» повторяем. Но если для иудеев это была встреча с цветами и с пальмовыми ветвями царя земного, то мы этими вербами встречаем Царя Небесного.

Какие мы знаем традиции Вербного воскресенья?

Ветви вербы верующие берут в храмах. Уже в субботу накануне Вербного воскресенья на Всенощном бдении священник читает молитвы на освящение верб и окропляет их святой водой.

Веточки вербы хранят в течение всего года возле икон. Старые вербы можно сжечь самому в чистом месте на приусадебном участке или принести в тот храм, в котором принимают на сжигание.

Что значит верба для православного верующего?

Верба – это надежда для грешников. Это образ надежды, потому что мы знаем, что верба в наших руках — это приветствие царя, который отдал свою жизнь ради нашего спасения, и что даже для такого грешника, как я, это спасение стало доступным благодаря любви Божией к человеку. И я встречаю с вербой Христа, не просто как знак уважения, или как победителя. Нет, для меня верба в руках — это видимый знак надежды моего личного спасения.

Как бы я не грешил, в какое бы уныние, в какую бы печаль я бы не впадал, но каждый раз, глядя на веточку вербы, стоящую у меня дома возле икон, я всегда помню, что для меня возможно спасение, потому что Верба — это образ спасения, образ надежды для грешника.

Я встречаю Христа с этой вербой в руках как мытарь, а не как фарисей. То есть, я не чувствую себя достойным присутствия на этом празднике, я не вижу в себе хоть малейший труд, который бы мне позволил встречать Христа и сопровождать его в этом крестном пути на Голгофу.

Я как мытарь стою с цветком, с вербой, и все, на что я надеюсь — на милосердие Божие ко мне. И все, что у меня есть — только надежда. И видимый, зримый образ моей надежды, надежды на спасение даже для такого ничтожества, даже для такого грешника, как я — это верба. Верба — это символ победы Христа над смертью, над проклятием, над грехом.

***

Богослужения праздника Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье совершатся в нашем храме 27 и 28 апреля 2024.

27  апреля, суббота

17-00 Всенощное бдение, освящение верб, лития, исповедь

28  апреля, воскресенье. Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим

7-00 ранняя Литургия

9-10 Поздняя Литургия, благодарственный молебен

Поделитесь